Характеристика творчества Чайковского

Чайковский

Жизнеописание Чайковского

Список произведений Чайковского

Характеристика личности Чайковского

Характеристика творчества Чайковского

Наследственность Чайковского

Заболевания Чайковского

Диагноз Чайковского

Особенности творчества
«Единственное спасение
в душевном горе - это работа».
П.И. Чайковский
«...Занятия музыкой в Консерватории, в особенности собственная композиторская работа, приводили его в странное возбуждение, которое он сам называл "шоком". При этом он перед тем как заснуть, испытывал потерю чувствительности в руках и ногах или приступы дрожи во всем теле, страдал от переутомления или бессонницы. Порой у него случались самые настоящие галлюцинации, о которых он сообщил в письмах братьям, чем привел их в
немалое волнение. Особенно тяжело ему пришлось во время сочинения Первой симфонии. В этот период у него случился полномасштабный нервный припадок, который он предчувствовал заранее». (Ноймайр, 1997в, с. 238-239.)
«Как известно, Чайковский всю свою жизнь страдал (помимо всего другого) приступами того специфического чувства страха смерти и приступами невыразимой тоски, которыми так часто страдают эпилептики... Этим мы можем объяснить, что Чайковский в своих гениальных произведениях так необычайно сильно отражает свои тяжелые переживания невыразимой тоски, грусти и "нытья". Эти чувства не давали ему возможность "нормально жить", ему некуда было от них деваться, и невольно он их отражал в своих произведениях». (Сегалин, 1927, с. 127.)
«По словам проф. И.И. Лапшина, "Щелкунчик" сочинялся Чайковским в состоянии глубокой психической подавленности ради самозабвения». (Грузенберг, 1924, с. 136.)


[Как говорит музыковед Л.Д. Демьянчук] «До определенного времени его спасала творческая работа, но вскоре он понял, что этот источник может быть исчерпан. А наслаждение творчеством было единственным спасением от точившей его тоски, поэтому в своих произведениях он изливал все страдания своей больной души, возможно, надеясь обрести спокойствие и ясность духа... Основная тема его музыкального творчества — сильная личность,
обуреваемая всепоглощающей страстью, гибнущая в борьбе, но не смиряющаяся с насилием и злом. Его последняя Шестая симфония (1893 г.) —это крик истерзанной и измученной души, которая мечется в безысходной тоске. Мрачным настроением проникнуты все части симфонии. А от погребального "Со святыми упокой" из первой части веет леденящим холодом. Концовка симфонии проникнута прощальной и тихой грустью разлуки с жизнью, со всем дорогим и светлым, что было в ней».
[П.И. Чайковский писал Надежде Филаретовне фон Мекк] «Иногда я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой, которая сама собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от людей, с которыми нахожусь, происходит в той области головы моей, которая отдана музыке». (Сидельников, 1992, с. 205.)


К вопросу о причине смерти «Немногие знали горькую правду: Петр Ильич покончил с собой по приговору суда чести выпускников юридического училища, к числу которых он принадлежал. Еще за несколько лет до этого по столице передавались невнятные слухи, будто Чайковский состоял в связи то ли с сыном какого-то генерала, то ли с наследником престола. Скорее всего, это были лишь грязные сплетни, хотя друг композитора, великий князь Константин Романов давал для них основание». (Сосновский, 1992, с. 166-167.)

Рейтинг@Mail.ru